patterns and spindles

Wednesday, April 17, 2013

Russian colorwork Узорное вязание

Russian Northern color work is very old art form. I finally found a video of one of Russian books author "Узорные рукавички"


And in another article I found the usefull list of Russian books about color works in Arkhangelsk area

     Сложные орнаменты складывались из больших геометрических мотивов. Узоры на рукавицах и чулках в Лешуконье и Мезени носили устойчивые названия: "глазки", "вьюнышек", "куколки", "решёточка" и другие. Орнамент украшал практически всю поверхность рукавицы, за исключением резинки и большого пальца. Традиционными были двух-трёхцветные узоры - "двурядки", "троерядки"; и пёстрые узоры - "косоножки", "косорядки", "рядочки", "столбики", "ёлочки".
     Цветовая гамма и сложность узора отличали выходные и будничные, рабочие рукавицы (наладонки). Многоцветные, пёстрые крупные геометрические узоры украшали выходные рукавицы - здесь преобладал принцип нарядности, для рабочих рукавиц главным было сохранение тепла, поэтому и вязали их, чередуя нити из двух клубков, и используя сочетания цветов неокрашенной козьей шерсти - чёрного, белого и серого. Многоцветьем всегда отличались лешуконские варежки. Лешуконские рукавички начинались с чередования трёх петель одного цвета и трех петель другого цвета, и только потом в зависимости от общего числа петель вязальщица сочиняла узор, используя традиционные элементы.
     Рукавицы, как и прочие вязаные изделия не только согревали человека, но и являлись важной частью многих старинных обрядов и обычаев, а узоры, не просто украшали рукавицы, они несли в себе смысл магических символов, оберегали владельца от болезней и напастей. А при помощи вывязывания специального приёма "обручка" (перевив из двух или более ниток обычно контрастного цвета, выполняемый после окончания вывязывания резинки и до начала вывязывания орнамента), магическая сила оберега удваивалась.

Источники:

  • Григорьева, Г. А. Вязание / Г. А. Григорьева // Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника: кат. / Соловец. гос. ист.-архитектур. и природ. музей-заповедник, Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. акад. И.Э.Грабаря, Арханг. фил. - Архангельск : Правда Севера, 2000. - С. 12-17.
  • Ларин, О. Лешуконские рукавички /О. Ларин, В. Личутин // Знание - сила. - 1974. - № 9. - С. 34-35.
  • Лютикова, Н. П. Орнаментация тканей русского населения бассейна р. Мезени в конце XIX-начале ХХ века : ткачество, вышивка, вязание / Н. П. Лютикова // Народный костюм и современная молодежная культура: Сб. ст. - Архангельск, 1999. - С.110-125.
  • Ожегова, М. Традиционное северное вязание / М. Ожегова // Сборник трудов участников I межвузовской студенческой научно-практической конференции "Актуальные вопросы гуманитарной науки" (Коряжма, 8 - 9 июня 2002 г.). - Архангельск : Помор. гос. ун-т, 2003. - C.35-36.
  • Челпанова, Г. Архангельские вязаные узоры / Г. Челпанова // Народное творчество.-2005.- №1.- С. 26-27. 

Also these are very interesting
 and found this one above on internet. the source did not say anything about the origin of the photo. Doies anyone know what area is this one from?

1 comment:

  1. Hi,
    I have found the old picture of the man with the knitted sweater in a swedish book. It says this picture is from Unskijposad in Arkangelsk. The picture is taken by the Finnish museumleader U.T.Sirelius in 1911, on a travel along the coast of the White Sea.
    I hope this info helps you bit,
    Kathe, Denmark
    www.mycrafts.dk

    ReplyDelete